Кроме того, она призвана решить проблемы педагогов, которые ощущают себя некомфортно в мире новых образовательных технологий, испытывают кризис профессионального роста или чувствуют выгорание.
Программа наставничества помогает закрепиться в профессии молодым и начинающим специалистам, облегчает их адаптацию в коллективе.
Программа наставничества помогает закрепиться в профессии молодым и начинающим специалистам, облегчает их адаптацию в коллективе. Кроме того, она призвана решить проблемы педагогов, которые ощущают себя некомфортно в мире новых образовательных технологий, испытывают кризис профессионального роста или чувствуют выгорание.
Наставничество основано на доверии, диалоге и конструктивном партнерстве. Оно обогащает как наставника, так и молодого преподавателя, позволяя добиваться высоких результатов в работе.
Основные принципы наставничества
участники программы имеют равный социальный статус, который не зависит от ролевой позиции в системе наставничества
Равенство
при создании программы развития наставник учитывает индивидуальные приоритеты ученика
Индивидуализация
все участники программы ответственно подходят к выбору применяемых практик, коммуникации и результатам
Личная ответственность
наставляемый и наставник уважительно относятся друг к другу, государству, окружающей среде, общечеловеческим ценностям
Аксиологичность
совместная работа основана на свободе выбора
Добровольность
честные и открытые отношения между наставником и учеником, интересы личности — на I месте
Соблюдение прав личности
программа наставничества не нарушает законы РФ
Легитимность
выбранные практики реализуются на всех уровнях системы образования
Системность и стратегическая целостность
используются только научно-обоснованные методики и технологии
Научность
Формы наставничества
«Руководитель образовательной организации — учитель»
Взаимодействие руководителя с молодым педагогом, которое позволяет добиться желаемых результатов и улучшить образовательный процесс через создание необходимых организационных, методических и психолого-педагогических условий и ресурсов.
«Учитель — учитель»
Взаимодействие наставнической пары «учитель-профессионал — учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения»
Традиционная / «один-на-один»
Взаимодействие между опытным и начинающим работником в течение продолжительного времени
Скоростное
Однократная встреча наставляемого с наставником, чтобы построить взаимоотношения с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами, или обменяться опытом
Ситуационное
Наставник и наставляемый общаются в моменты, когда начинающий педагог нуждается в помощи или консультациях. Роль наставника состоит в том, чтобы немедленно отреагировать на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного
Реверсивное
Профессионал младшего возраста рассказывает опытному работнику о новых тенденциях и технологиях, а опытный педагог помогает молодому разобраться в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса
Краткосрочное / целеполагающее
Наставник и начинающий специалист встречаются по заранее установленному графику и ставят цели, ориентированные на определенные краткосрочные результаты
Наставничество в группе
Наставник взаимодействует с несколькими подопечными одновременно
Виртуальное / дистанционное
Наставник и молодой педагог общаются через социальные сети и приложения для видеоконференций, на платформах для дистанционного обучения и тематических интернет-порталах
Контрольно-оценочный
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого специалиста и определяет, насколько тот готов выполнять свои обязанности. Начинающий педагог проводит открытые мероприятия и показывает, какие умения и навыки он получил во время обучения по программе наставничества
III этап
Основной
Наставник корректирует профессиональные умения молодого педагога, помогает ему выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Участники программы знакомятся с новейшими педагогическими технологиями и учатся применять их в работе. При этом они изучают и учитывают опыт работы педагогов ТМТ и других колледжей и техникумов
II этап
Адаптационный
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках. После составляется программа адаптации, в которой учитываются индивидуальные трудности и пожелания наставляемого